Рассылка Утопии
Изучаем феномены насилия, абьюза и гендерных различий со всех сторон. Читайте первыми главные новости по теме и наши новые тексты.

Нет иноагентов, есть журналисты

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено
средством массовой информации, выполняющим свои функции

«Беги, дорогая, беги». Плейлист абьюзера от наших читателей

Беги, дорогая, беги плейлист абьюзера
ПО МНЕНИЮ РОСКОМНАДЗОРА, «УТОПИЯ» ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКТОМ ЦЕНТРА «НАСИЛИЮ.НЕТ», КОТОРЫЙ, ПО МНЕНИЮ МИНЮСТА, ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Почему это не так?

Кратко

Кто-то слышит педофильские мотивы в старых песнях, кого-то раздражает объективация в новых, другие осуждают сексизм, созависимость, абьюзивные отношения, романтизацию насилия в любимых треках. Мы спросили наших читателей, какие песни российских исполнителей, в которых упоминается насилие или абьюз, вызывают у них возмущение. Возможно, среди них есть и ваш любимый трек?

«Меня просто тошнит от песни Сектора Газа „Лирика“. „Ты со мною забудь обо всем/Эта ночь нам покажется сном/Я возьму тебя и прижму как родную дочь“. Там же „Следы на постели напомнят про счастливую ночь“ и это с той, которую он „прижмет как родную дочь“. То есть, герой занимается сексом с женщиной, как с дочерью и это никого не смущает при прослушивании! Все в этом видят какую-то нежность. И я тоже не обращала внимания, пока профдеформация чуть в обморок не отправила», — Анна Ривина.

«Просто выносит песня Руки Вверх „Чужие губы“. Текст настолько туп, убог и отвратителен, что меня чуть ли не выворачивает от него. Про девочку с очень тяжелым детством и очевидной сексуальной эксплуатацией. И в конце ей предлагается подумать над своим поведением! Мне становится физически плохо от этой песни», — Маришка Сорокина.

«Dj smash — „Беги дорогая беги“. Сначала думала, что это какая-то мотивационная песня, а потом как вслушалась в слова! „Беру кольт и считаю: раз, два, три“, „залиты кровью наши окна“ и вишенка: „верю мы еще поладим“», — Алина Губайдулина.

«У певицы Акулы есть песня, а в ней строчки: “А ты любишь маму мою, меня не замечаешь. Я грущу, и целую ночь я смотрю в замочную скважину.” Я когда услышала подумала: “wtf?”», — oh_holypolly.

«Российские песни почти не знаю, а вот The Beatles слушать больше не могу. Например, песня „Run for your life“ — это какая-то невообразимая жесть: „Предпочел бы видеть тебя мертвой, малышка, чем с другим мужчиной“. Настоящий гимн абьюзера», — Анна Барабанова.

«“Все в твоих руках”. Варум и Агутин. Там вот это вот “сделай первый шаг, будь же посмелей со мной. Послушай: все в твоих руках”. Я ехала с родителями с такси откуда-то. И думала: вот это жесть. Сейчас все подумают, что надо быть посмелей, а я может не имею этого в виду. И пришла в ужас от этого “все в твоих руках и даже я”. То есть, чувак, только ты решаешь, что к чему. Все в твоих руках. Девушка ничего не решает, и отдать все другому человеку все в руки — отличный план. Вроде и романтическая, трепетная ситуация, но что-то тут не так.

И вторая — Краски “Он не знает ничего”. Во-первых, “я полюбила бандита”. Романтизация криминальной жизни — пугающая. “Если скажу что мне снилось-девочки будут смеяться”, — что? И дальше — “он не знает ничего, он просто смотрит и молчит. И не зовет меня в кино и ничего не говорит”. Ко мне приходила подружка развлекаться с караоке. У меня дома было. И пела эту песню, я еще изумилась, типа “ничего себе, какая жесть”. И она говорила “жесть такие мужики недогадливые, ужас-ужас”.

Теперь я думаю, что если человек якобы должен постоянно догадываться, а я буду молчать — неизвестно, чем это кончится, и “нет” в таком случае, похоже, не значит “нет”», — Аля Кедреновская.

«Моя лучшая подруга три с половиной года встречалась с абьюзером, и в какой-то из периодов расставания слушала на повторе песню Риты Дакоты “Полчеловека”. Она там поет: “Я неполноценная, ведь если мы целое, то полчеловека я”. Подруга подпевает, а я сижу. Думаю. В конце припев этот четыре раза повторяется, и ты сидишь и смотришь, как твоя любимая девочка на планете поет, что она неполноценная, и как-то даже злость берет за такую романтизацию абьюзивных отношений», — Нина Захарова.

«У меня нет проблем со старыми песнями, в которых люди видят романтизацию насилия, токсичные, абьюзивные отношения, потому что они старые, и исполнители тогда не знали всего того, что знаем мы. Но я не могу слушать песни многих современных рэперов, потому что само “Эта сука не знает, что в ее спрайте. Она кричит хватит, но мне не хватит“, меня триггерит. Когда они так обесценивающе относятся к женщинам, называют их суками, мечтают их поиметь, я больше не могу слушать и воспринимать их адекватно. ЛСП, Моргенштерн, Биг Бейби Тейп, вся эта новая школа — это кринжово, и я это отрицаю», — Лиза Смородина.

«Мне сразу два женских исполнителя пришло в голову: Максим и Ирина Дубцова. Обе прославляют самопожертвование. Первая поет: “Знаешь ли ты, вдоль ночных дорог шла босиком, не жалея ног, сердце его теперь в твоих руках, не потеряй его и не сломай“, вторая и в пропасть за ним готова, и про гордость забыть. И в юном возрасте я это слушала и думала, что так и надо, и попала в жесткие абьюзивные отношения. А сейчас все ясно про созависимость, да и по исполнительницам вывод можно сделать: у обеих проблемы с алкоголем», — Юлия Аленсон.

«А это только мне не кажется корректным? “Я на тебе, как на войне, а на войне, как на тебе. Но я устал, окончен бой, Беру портвейн, иду домой”», — Iza Bella.

«Тексты песен Ирины Аллегровой очень смущают, в особенности «бабы-стервы», где прослеживаются тенденции стереотипов, приписываемых всему роду женскому», — venusisjedi.

«Наверное, первое, что приходит на ум — песни “Короля и шута”. Я их популярность застал в школе, так что отложилось многое, но особенно — “Холодное тело” и “Ели мясо мужики”. В первой муж опускает в реку труп жены, которую он убил за измену (больше всего бесит строчка “зачем до греха довела”, классика виктимблейминга), во второй не только убивает, но еще и скармливает тем, кто с ней переспал.

В первой песне тон меланхоличный, но слова “я все прощаю, а ты прощай навсегда” звучат торжественно, вторая вообще довольно весело спета, так что кроме посыла, что в убийстве женщины за измену нет ничего ужасного, в них ничего найти не удается. Совсем весело, если представить реакцию на песню с обратной ситуацией, про расправу жены над изменщиком. Наверняка возмущенных голосов раздавалось бы больше», — Сергей Булычев.

Истории некоторых читателей были связаны не столько с самими песнями, сколько с контекстом, в которых эти песни звучали. 

«Гарри Топор “Тайник”. “Для тебя лишь обложка и образ — не больше, только плакат; Ты для меня лишь обертка, и только. Тебя надо напоить, бросить в кровать”. Каких-либо собственных негативных эмоций трек не вызвал, но при прослушивании “резанул ухо”, потому что этот же исполнитель несколько лет назад выпустил трек, где было осуждение насилия «Билет в один конец»», — Аноним.

«В ночь изнасилования насильник постоянно включал песню Фараона “Пять минут назад”», — Маша.

«Мне парень напевал часто песню группы кино “ты обвела меня вокруг пальца, я знаю что ты играла со мной”. В песне это вроде бы нормально по логике, но он ее как абьюз использовал. Триггерит с этой песни», — Лейла.

«Увидела вчера в Тиктоке девочку — ребенок ребенком, лет 12 может, ангельским голосом поет DJ Smash “Беги, дорогая, беги”. А там: “В грязи увязло твое платье, не захлебнись. И, кстати, все еще верю — мы поладим, Вернемся в наши дни”. В последний раз мне было настолько же некомфортно, когда я детей в военной форме наблюдала на девятое мая», — Анастасия Меняйло.

И конечно же, эта подборка не могла обойтись без старого доброго Валентина Стрыкало.

«Я бью женщин и детей, потому что я красавчик, потому что я сильней, и они не могу сдачи дать мне», — Катя Королева.