Церковная девушка, мамина дочка
Анне тридцать лет, у нее есть муж и ребенок. Закончив православный университет, она несколько лет проработала в информационном отделе организации, связанной с РПЦ, и недавно ушла оттуда. Говорит, из-за супруга, но делиться подробностями не хочет.
С будущим мужем Михаилом они познакомились больше шести лет назад. Отношения, свадьба, первенец — все по сценарию. Впервые она столкнулась с насилием еще до брака: будущий муж и отец ее ребенка изнасиловал Анну. Никаких предпосылок к такому поступку женщина не видела: ни агрессии, ни ссор, ни давления.
«Это было дома у моей мамы, — вспоминает Анна. — Она была в соседней комнате и все слышала. Когда я вышла расстроенная, она спросила: “Что случилось? Миша, что, тебя изнасиловал?” Я сказала: “Да”, а она ничего не сделала. Даже не выгнала его из нашей квартиры».
За свой поступок, по словам Анны, мужчина извинился, но искренности в этом не было: он не считал произошедшее насилием тогда и не считает до сих пор. Она же хотела просто забыть об этом: «Это было неожиданно, и я не знала, что мне делать, как на это реагировать. Просто замерла и ждала, когда это закончится».
Не получив поддержки со стороны матери, Анна стала игнорировать пережитое насилие. Через год они с Михаилом поженились.
Семейная жизнь: побои, крики и слезы
Отношения в браке ухудшались постепенно. Анна забеременела, ушла в декретный отпуск и попала в финансовую зависимость от мужа — он контролировал все ее траты и постоянно упрекал. «Я слышала в свой адрес, что сижу дома и ничего не делаю, хотя это было не так. Всем кажется, что ты лежишь на диване и плюешь в потолок, потому что никто не замечает домашние обязанности, которые ты выполняешь», — отмечает Анна.
Муж стал грубым и раздражительным, и они периодически ссорились. Чаще всего она сразу начинала плакать — ей было психологически тяжело, когда муж оскорблял ее, начинал кричать и бить. Он все время говорил, что Анна недостойна лучшего, что заслужила такое отношение, а она ничего не могла возразить.
Несколько раз женщина забирала ребенка и уходила к матери, но Михаил каждый раз возвращал ее извинениями и обещаниями. Казалось, что все наладилось, проблемы закончились, но это было не так. Насилие становилось серьезнее и происходило чаще. Анна поняла, что нужно что-то менять.
Сначала справлялась своими силами: вышла на работу и ее финансы перестали зависеть от настроения супруга. Это наладило семейную жизнь, но ненадолго. У мужа случались вспышки агрессии. Казалось, что все идет хорошо, но потом — внезапный взрыв, ссоры, крики. Причин для ругани у него не было, говорит Анна, да они ему были и не нужны.
Ссора могла начаться со слов «зачем ты здесь стоишь» или «почему ты на меня так смотришь» и закончиться побоями. «Он просто хотел так себя вести, хотел срываться на мне. А потом я не выдержала и сама на нем сорвалась. Вся эта агрессия, которая копилась во мне долгие годы, выплеснулась», — вспоминает Анна.
Ссора случилась в начале карантина. Михаил стал угрожать жене, что заберет ребенка, если она уйдет. Именно после этого — на пятый год брака — женщина поняла, что ей нужна помощь специалиста. «Мне было очень страшно, — вспоминает Анна. — А насилие повторялось и повторялось. Я просто не знала, что с этим делать».
Психотерапия и новые правила игры
Анна обратилась в Центр «Насилию.нет» в июле 2020 года и начала терапию с психологом, которую решила продолжить после пяти бесплатных консультаций. Муж к такой затее отнесся скептически: говорил «на тебе просто зарабатывают», но не смог заставить женщину отказаться.
Терапия помогла Анне: она начала четче ощущать свои границы, находить причины своих реакций на поведение мужа и поняла, почему вступила в эти отношения. «Оказалось, это от влияния родителей. Моя мама была очень властной и говорила, что девушка обязательно должна выйти замуж. Мол, без этого она не состоится в жизни», — говорит Анна. Она всегда зависела от мнения матери, никогда ей не перечила и делала все, как она говорила. Сейчас они практически не общаются.
Отношения с мужем стали налаживаться, женщина стала чувствовать себя увереннее — отвечать на нападки супруга, проговаривать, что ей не нравится в отношениях, и спокойнее думать о разводе. Сейчас она считает: «Если ситуация не улучшится, мне в этих отношениях делать нечего. Тратить свою жизнь я смысла не вижу, а у Миши есть выбор: либо он принимает такие правила игры, либо нет».
Во время терапии Анна обнаружила, что физическая активность помогает ей справляться со стрессом. Она сказала об этом психологу и в ответ услышала, что «Насилию.нет» набирает группу для бесплатного обучения самообороне. В тот же день, не задумываясь, заполнила анкету и отправила заявку.

Источник: Центр “Насилию.нет”
Границы и проверки на выносливость
Анна в хорошей форме, она занимается фитнесом, но говорит, что в реальной жизни он не поможет: «Если кто-то пристанет вечером на улице, двадцать приседаний вряд ли спасут». До объявления о наборе в группу она не задумывалась о самообороне, но сейчас понимает — такой спорт больше подходит для реальности: «Лия хороший тренер, она мотивирует. Занятия, которые она вела, были самыми напряженными. Настоящая проверка на выносливость, но это и понятно — на улице тебе никто не даст отдохнуть», — говорит Анна.
С психологическими барьерами она столкнулась сразу же на первом занятии: Анна, как и многие другие участницы, не могла бить людей. «Ситуацию осложняло то, что в группе одни девушки. Их точно не хотелось бить, но я понимала что это необходимо, чтобы выйти из состояния беспомощности», — отмечает она.
Анна говорит, что не фокусировалась на историях о насилии на занятиях. В первую очередь она хотела выплеснуть накопившуюся за годы агрессию в физические упражнения. Финальный экзамен, который все участницы курса сдавали в максимально приближенных к жизни условиях, дался ей легче остальных.
На девушек должна была нападать специально обученная команда маньяков-мужчин. Все как в жизни: никаких правил, крики и давление. Сначала нападают легко, а потом постепенно увеличивают силу воздействия, чтобы девушки могли привыкнуть. Но не все смогли справиться со страхом. По словам Анны, лучший способ справиться с психологическими триггерами — комплексный подход: терапия и занятия.
После курса Анна отметила, что стала лучше чувствовать свои границы и научилась эффективнее их защищать — в основном словами, но и боевые приемы пригодились: «Во-первых, я смогу защититься от атаки сзади или если меня уложат на землю. Во-вторых, выучила прямые и боковые удары, как действовать, когда противник рядом и когда далеко. Тело уже знает, как двигаться — это должно помочь в опасной ситуации», — считает женщина.
Тренировки Анна будет продолжать уже с частным тренером. К этой идее муж тоже отнесся отрицательно, но смирился — понял, что она не бросит занятия. Сейчас она пытается решать конфликтные ситуации с мужем словами, но никогда не забывает, где лежат ножи — говорит, так спокойнее.
Анна прошла курсы и стала увереннее в себе и своих силах. Теперь она сможет не только защитить себя в случае опасности: курсы помогли ей справиться с психологическим насилием и давлением. Это стало возможным благодаря вашей поддержке. Но таких, как она, в стране еще очень много.
Имя героини изменено по ее просьбе